NUTUG.RU на главную
  “Нутгин зөөр” гидг Хальмг олна саңгин официальн сайт
Официальный сайт Калмыцкого общественного фонда “Национальное достояние”


Беседа о ясновидении

- Геше-ла, наверное. Вам нередко задают вопросы о книгах Лобсанга Рампы. В частности, о "Третьем глазе"...

- Г. Т.: В "Третьем глазе" написано много неправды. На самом деле "третий глаз" - это мудрость, с помощью которой мы пресекаем свое изначальное неведение. А не дырочка, которую, как некоторые думают, сверлят во лбу...

- Меня на самом деле интересует несколько другое. У нас под наличием "третьего глаза" обычно понимают способность к ясновидению... Легко ли ее развить?

- Г. Т.: У меня сложилось впечатление, что сейчас людей на западе очень интересует эта тема. Многие утверждают, что обладают ясновидением. Я не знаю, что именно они имеют в виду. В буддийской традиции принято очень осторожно обращаться с терминологией. "Ясновидение" - это действительно "ясное" видение, то есть возможность к прямому не концептуальному познанию объектов прошлого, будущего и настоящего. В чем заключается разница между прямым не концептуальным познанием и косвенным концептуальным? Концепции - это те мысли и образы, конструкции, которые создает наш ум. Когда мы познаем что-то посредством интуиции и промежуточных образов, это не может быть прямым познанием. Можно привести такой пример. Вы видите перед собой свою мать, а потом закрываете глаза и воссоздаете в уме ее образ. Первое допустимо назвать "прямым" восприятием, в то время как второе явно таковым не является. Конечно, это грубая аналогия, но она может быть полезна для понимания, что такое ясновидение... Я уверен, что такую способность к познанию мира нелегко развить вообще, и тем более это нельзя сделать за час. Очень мало, кто сейчас обладает подлинным ясновидением...

- А как же все те многочисленные люди, которые видят свои прошлые жизни, способны находить пропавших людей по фотографиям, предсказывать будущее... Не может же быть такого, что они все лгут?

- Г. Т.: Конечно, нет. Некоторые из них, наверное, все же предаются фантазиям. Но многие обладают очень развитой восприимчивостью, интуицией и действительно что-то видят. Это обусловлено тем, что они занимались духовной практикой в прошлых жизнях и достигли некоторых реализации... Но здесь есть один очень тонкий момент. Интуитивное восприятие очень сильно зависит от внешних обстоятельств и от эмоционального состояния человека. С одной стороны, эмоции его обостряют. Так, например, мать всегда знает, когда с ее ребенком что-то случилось... А мы чувствуем родителей на расстоянии...

- Со мной так было однажды! Я сильно задержалась на работе и боялась, что мама запаникует. А потом у меня ни с того, ни с сего возникло стойкое ощущение, что в сквере около дома меня кто-то ждет. Это была моя мама, у которой вообще-то нет привычки меня встречать...

- Г. Т.: Это так... Но, с другой стороны, эмоции и внешняя атмосфера могут вносить серьезнейшие искажения в воспринимаемый нами образ. Мы что-то чувствуем (а это возможно, потому что человеческий ум и другие объекты обладают определенными тонкими энергиями, которые взаимодействуют между собой), у нас в голове возникает некоторая картинка, не всегда правильная, а дальше мы пытаемся ее дорисовать. Поэтому в отличие от тех, кто обладает прямым восприятием и видят происходящее или произошедшее, как наяву, без всяких дополнительных интерпретаций, мы никогда не сможем наверняка утверждать, что наши ощущения и предчувствия верны, пока они не подтвердились. Это относится как к обычным людям, так и к тем, кто считается профессиональным прорицателем. Они могут быть правы. А могут быть и не правы. Это нельзя упускать из виду.

- Возвращаясь к тем, кто обладает подлинным ясновидением... Есть ли у нас шанс пополнить их ряды?

- Г. Т.: С точки зрения буддизма, такой шанс есть у каждого живого существа. Наш ум обладает изначальной природой ясности и всеведения, то есть в своем потенциале он способен охватить все феномены, существующие во многих вселенных, видеть настоящее, прошлое и будущее. В настоящее время ему в этом препятствуют многочисленные загрязнения - такие пороки, как гнев, привязанность и заблуждения. Представьте себе пруд с кристально чистой водой. Если вы будете мутить воду палкой, то даже и на сантиметр в глубь ничего не увидите. Вода - это наш ум, палка - постоянно возникающие в нем эмоции и концепции. Они мгновенно сменяются одна за другой, мы не способны сконцентрироваться даже на минуту. Это главное препятствие. Поэтому для того, чтобы наша способность к всеведению и как первая ступень к нему - ясновидению проявилась, мы должны вытащить палку из воды и научиться успокаивать свой ум. Для этого есть специальный метод. Это практика шаматхи, то есть однонаправленной концентрации... В ней всего девять стадий, и пройти их очень непросто. Нужно очень хорошо знать ошибки, которые вы можете совершить, противоядия против этих ошибок, конкретные техники. Но если вы создадите все необходимые причины для реализации шаматхи, то обязательно ее достигнете. И тогда в конечном итоге вы обретете удивительное ощущение безмятежности и ясности, а также разовьете ясновидение.

- Этой практикой могут заниматься только буддисты?

- Г. Т.: Нет, это универсальная практика. Ею может заниматься любой, кто хочет развить потенциал своего ума. Многие индуистские мастера достигали совершенной реализации шаматхи. Ее суть заключается в том, что вы учитесь полностью сосредотачивать свой ум на объекте созерцания и пребывать в этом состоянии много часов подряд. Буддисты обычно выбирают объектом созерцания Будду или санскритскую букву "а", но я знаю, что есть христиане, которые занимаются этой практикой, медитируя на образе Христа, и это очень хорошо.

Кроме того, вы, конечно же, можете совершенствовать свою интуицию - посредством визуализации или других техник. Это возможно. Тем не менее, с моей точки зрения, она все-таки недостаточно надежна. Так что если вы хотите обладать подлинным ясновидением, то, пожалуй, развитие однонаправленной концентрации - это единственный путь...

- А какие стадии человек проходит в совершенствовании способности к ясновидению?

- Г. Т.: Вас интересует, как это происходит на практике? Хорошо, я расскажу. Вначале вы работаете со своим умом на уровне концепций. Например, спрашиваете себя: что происходит сейчас в таком-то месте? При этом не нужно искусственно создавать никакого образа. Вы получаете некоторый импульс и записываете: там ходят такие-то люди, занимаются тем-то и тем-то. Потом проверяете себя, спросив у тех, кто там был, что же там действительно происходило. Если вы что-то угадали, это еще не ясновидение, но хорошая интуиция. При этом вы продолжаете заниматься практикой однонаправленной концентрации. Постепенно воспринимаемые вами образы начинают обретать большую четкость. На каком-то этапе вы обретаете способность видеть вещи такими, какие они есть. Такого рода интуиция - очень высокого уровня. Она в корне отличается от интуиции обычных людей. Но и это еще не прямое постижение, так как присутствует промежуточный, воссоздаваемый в уме образ. И лишь через много-много времени (на самом деле это может занять годы!) вы достигаете желаемого результата и становитесь ясновидящим, то есть видите внутренним зрением все феномены так, как если бы они были прямо перед вами. Более того, вы проникаете в их суть...

Нужно сказать, что и ясновидение бывает разных уровней. На начальных стадиях ясновидящий вынужден концентрироваться и видит далеко не все. Например, как-то мой друг решил проверить одного юного тибетского ринпоче, ясновидящий тот или нет. Он попросил рассказать ему, чем занимается один наш знакомый монах, медитировавший в то время в горах. Ринпоче сконцентрировался и сказал, что видит горы такой-то формы, пещеру, обращенную входом в таком-то направлении, что монах не занимается практикой, а стоит у обрыва и о чем-то размышляет, глядя на долину... О чем думал монах, ринпоче сказать не мог, потому что на это его ясновидения не хватило. Кстати, то же касается и предсказаний относительно прошлых жизней. В Индии в прошлом бывало так, что практик медитировал и, развив в себе некоторую способность к ясновидению, на этом останавливался. Кто-то получал возможность видеть пять прошлых жизней, кто-то десять, кто-то двадцать... И на основе этого создавались целые школы, в которых утверждалось, что жизней именно столько, и ни одной больше... Последняя ступень развития ясновидения - это, как я уже говорил, всеведение.

- У меня, честно говоря, есть вообще некоторые сомнения, стоит ли стараться развивать в себе дар ясновидения. Существует точка зрения, что вообще лучше не знать каких-то вещей... Некоторые из них могут оказаться слишком ужасными. Обладающие повышенной сенситивностью люди говорят, что жизнь их была бы намного спокойнее, если б они были ее лишены.

- Г. Т.: На самом простом уровне можно сказать, что наш ум напоминает плохо настроенный телевизор, который кое-как принимает пару программ. Не лучше ли привести его в порядок, чтобы он работал как следует? Тогда он будет не только хорошо показывать привычные нам "программы", но и принимать те, о существовании которых мы сейчас даже не подозреваем. Кроме того, считается, что самой лучшей мотивацией для развития ясновидения является желание помочь людям. Как мы им можем помочь? Накормить, дать денег? Но ведь, по крупному счету, этого недостаточно. Мы не решим этим всех их проблем. Более того, в силу своего неведения мы можем, сами того не желая, вместо того, чтобы помочь, навредить им. В буддизме задается вопрос: почему люди страдают? Потому что они не знают, в каком направлении двигаться дальше. Они накапливают материальные богатства, а потом умирают, так и не успев ими воспользоваться. Но самое грустное, что они не умеют правильно использовать свое самое драгоценное сокровище - собственный ум. Оптимальная помощь, которую можно им оказать, - это дать знание о том, как это сделать. Для этого необходимо не только самим им обладать, но и быть способными учить в соответствии с конкретными потребностями людей, чтобы оно принесло им реальную пользу. И здесь без ясновидения не обойтись. Великий буддийский мастер Атиша говорил, что ясновидение - лучший инструмент для оказания помощи людям. Без него духовный практик и наставник - все равно, что птица без крыльев...

Что же касается страданий, которые нам может принести осведомленность о несчастьях других... Это в принципе неверный подход. Истинное сострадание не причиняет боли, но вызывает радостное стремление помочь.

- Допустим, мы разовьем способность к ясновидению... Как можно напрямую постичь, что происходит в настоящем и случилось в прошлом, еще как-то можно себе представить. Но как насчет будущего? Вы же сами неоднократно говорили, что оно неопределенно!

- Г. Т.: На самом деле это предмет дискуссии среди буддистов. Некоторые из них утверждают, что будущее определенно, потому что Будда обладал абсолютным знанием настоящего, прошлого и будущего. Другие, в том числе и я, говорят, что будущее - это на самом деле бесчисленное множество различных вариаций. Некоторые из них более вероятны, другие менее... И просветленное существо обладает способностью прямого постижения этих вариаций... В таком случае возникает вопрос: как можно напрямую познать объект, который еще не существует? Это еще один предмет для дискуссии. Буддисты очень любят дебаты, потому что это им помогает установить истину. Вот, например, передо мной сидит девушка. И я ей скажу, что у нее на голове рога. Сейчас этих рогов на самом деле нет, потому что она человек, а в будущем они, возможно, появятся, потому что она может переродиться в животное. Прямое это постижение или нет? Ведь сейчас-то рога отсутствуют! В буддизме говорится, что объекты могут существовать и в форме будущего... Но давайте не будем сейчас углубляться в такие дебри... Точного ответа здесь нет. Попробуйте сами изучить эту проблему.

- Как вы думаете, если кто-то достигнет состояния шаматхи и разовьет способность к ясновидению с чисто эгоистическими целями, разве в конечном итоге он не вступит на духовный путь, увидев ужасные страдания всех живых существ? Выходит, все дороги ведут в Рим?

- Г. Т.: Не совсем так. Конечно, это возможно. Но также есть шанс, что человек утонет в своем собственном ощущении безмятежности и счастья. Он будет купаться в нем, не обращая внимания на призывы других о помощи. И этому тоже настанет конец. Может произойти следующее. Человек в силу своей реализации переродится в одном из раев, являющихся частью сансары, и исчерпает там все свои благие заслуги. Но поскольку он полностью не устранил все свои омрачения (шаматха - это еще не просветление) неведения, гнева и привязанности, а лишь временно усмирил, то, в конечном итоге, они увлекут его в ад. По этому поводу говорится: как высоко стрелу ни пусти, она все равно упадет вниз. Чтобы этого не произошло, нужно взращивать в себе бодхичитту - сострадательную любовь ко всем живым существам.

- И последний вопрос. Если я вдруг захочу воспользоваться услугами ясновидящего, то как мне сделать правильный выбор? Честно говоря, я бы предпочла обратиться к тому, кто все-таки достиг определенных высот в духовной практике...

- Г. Т.: Внешних признаков не очень много. Это будет очень спокойный человек, который и в радости, и в горе ведет себя совершенно одинаково. От него будет исходить ощущение безмятежности, благости и счастья. Я думаю, вы поймете. Но в принципе вы можете сами предсказать свое будущее, если хотите. Будда сказал: "Вы то, чем вы были". А тибетский святой Падмасамбхава пояснил его слова: "Если вы хотите знать свое прошлое - взгляните на обстоятельства своей нынешней жизни. Если хотите знать будущее - обратите внимание на свои поступки".

Журнал "Путь к себе")
Интервью провела Ксения Степаненко

 

На верх
Предыдущая

Удачи в сети
На главную
На мыло
Следующая

Новости Культура История Библиотека Мультимедиа Наше творчество О фонде Форум Полезные ссылки