Несмотря на появляющиеся в последние годы
публикации об этногенезе ойратов и монголов в целом, в этногенезе
монгольских народов остается довольно много неисследованных
моментов. В полной мере это относится к этнической группе
«хойт», генезис которой неясен и по настоящее время. Отсутствие
работ по данной этнической группе объясняется малым интересом,
проявляемым к ней современными исследователями, а также скудностью
данных, которыми они располагают.
Хойт (хойид, хойд, хойхат, хöд, хöс) один
из основных элементов раннего ойратского союза. Авляев (2002)
выводит родословную хойтских нойонов от Дува-Сохора, жившего
по его предположению в сер. IX в., через Эмнега и Худуха-беки
(современника Чингис-хана) к последующим хойтским владельцам.
Он же (Авляев, 2002), ссылаясь на «Эрденин Тобчи» ордосского
князя Саган Сэцэна приводит состав раннего ойратского союза,
в котором помимо огулет (олет), багатут (баатут), кэргуд,
упоминается и хойт (хойхат). Шильгин Норбо (1999),
ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников
дает более развернутую картину: «В двух исторических сочинениях
с одинаковым названием «Сказание о дöрбэн-ойрат» («Dеrben
Oyrad-un teüke»), авторами которых являются Габан Шараб
и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне
анонимной «Родословной монголов» («Mongγol-un uγ
eki-yin teüke») и других, написанных на «ясном письме»
исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных
объединения и 8 племен дербэн-ойрат: 1) хойт и баатут; 2)
баргут и бурят; 3) елет и дэрбэт; 4) хошут и торгут. ... дербэн-ойраты
по своему составу делятся хронологически на 3 группы: «ранних»,
«средних» и «поздних». ... Так по сообщению «Истории Хо-Орлюка»,
в состав «ранних дербэн-ойратов» входили хойт и баатут,
баргут и бурят, елет, дэрбэт». Несмотря на некоторые разночтения
в «Эрденин Тобчи» и двух «Сказаниях о дербэн-ойрат», хойт
упоминаются во всех перечисленных источниках. В последующие
периоды аймак (или феодальное владение) «хойт» потерял свое
доминирующее положение и почти исчез со страниц монголоязычных
источников. В настоящее время хойт представлены немногочисленными
группами в составе ойратского и халхасского населения Монголии
(Жуковская, 1998), ойратского населения КНР, и РФ. В составе
ойратских групп РФ хойт сохранились лишь в виде немногочисленных
родов, что не помешало, однако, включить их в алфавитные перечни
национальностей и языков Всероссийской переписи населения
2002 г. (Алфавитные перечни национальностей и языков…, 2002).
Целью данного сообщения является попытка систематизации
и анализа информации об этимологии этнонима хойт, практически
почти неисследованной до настоящего времени.
Толкование этнонима вызывает затруднения у современных исследователей,
поэтому, как правило, они ограничиваются констатацией факта
ее невыясненности, либо поверхностным предположением происхождения
его от слова хө(н), со значением баран, овца (Авляев, 2002)
(хөн – калм., хой – халх.). Однако, этноним передающийся в
современной русскоязычной литературе как хойт, на старомонгольском
пишется хойид, а слово баран, овца - хони(н), во множественном
числе - хонид. Кроме того, до сих пор неизвестно ни одного
случая тотемного этнонима, когда в качестве почитаемого животного-прародителя
избирался именно баран, в отличие от быка, лебедя, волка,
барса, беркута и пр. Помимо этой догадки имеется еще несколько
версий, довольно сильно отличающихся друг от друга:
От слова «хойд» (со значением «север» в совр. халх.),
оттуда же ее приводит Жуковская (1998a). В современной Монголии
существует этническая группа хотхойт (хотгойд, хотогойд, хотогойт),
члены которой являются ветвью хойтов. Нямсамбуу (1992) пишет,
что хотхойт это «халхазированные ойраты» и толкует этноним
как «хойд хойд», то есть «северные северные». Имеется также
мнение, что хотхойт это «хойд гойд» (особые хойты). Особенность
их заключается видимо в соседстве с халха-монголами. В XVII-XVIII
вв. их земли входили в состав Дзасактухановского аймака, а
с кон. XVIII в. хотогойт живут в местах их нынешнего расселения
- Хубсугульском и Дзабханском аймаках Монголии (Жуковская,
1998b).
От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева,
Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории
Окинского района Бурятии. Их происхождение связывают с древними
самодийскими группами, представленными ныне немногочисленными
энцами, ненцами, нганасанами и селькупами. Считают, что в
XVII в. произошла тюркизация предков сойот, когда прокатилась
сильная волна тюрок из Центральной Азии. А примерно в XIX
в. сойот подверглись уже монголизации, когда они были ассимилированы
группами бурят, пришедшими на эту территорию из более южных
районов (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее
в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости,
из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами
(эвенками), только в языке современных бурят. Поэтому теоретически
возможно допустить переход сойот-хойод-хойид.
От корня хо(о) со значениями «благородный, чистый»
и «бледно-желтый». У Авляева (2002), описывавшего яс(у)н «хо
меркит» в составе донских калмыков его наименование переводится
как «благородные меркиты», а подразделение хоонут в составе
дербетов, с корнем хоо – как «бледно-желтые», «благородные,
чистые». Примерно в том же толковании - «благородные, прекрасные,
светло-пестрые» дается корень «хо» у Алексеевой, Борманжинова
(1999), и у них же в значении «соловые» (хо бухс – «соловые
быки»).
Кроме того, слово гой(д) (со значением «особый, выдающийся,
удивительный» в совр. халх.) можно рассматривать отдельно,
вне этнонима хотогойт, как основу этнонима хойт.
Поиск в словарях по приведенным выше значениям с русского,
и по словам с корнем хо (hо-го) с монгольских языков дал следующие
результаты:
север - хойт зүг, хойно, умар (в халх. ОМТ, 1982); хоор
(хоор), хооран (хоороон) 1. на север, к северу 2. назад, обратно
(в ойр. СЯОС, 2001; КРС, 1977);
хо 1) светло-рыжий; 2) белоснежный; хо цаhан чирәтә күүкн
а) девушка с нежно-белым лицом; б) девушка-шатенка 3) палевый
(КРС, 1977); хоовр светло-желтый (КРС, 1977); хоогчн соловый
(о масти кобылиц) (КРС, 1977); хоо (хоо) светлый, светло-рыжий
(о масти лошади) (СЯОС, 2001);
hо шулуун/ 1) прямой; 2) перен. прямой, правдивый, честный
(КМРС, 1986); hоо (hоо) 1. прямо, прямой; 2. прямой, правдивый,
откровенный (СЯОС, 2001);
благородный - hольшг (РКС, 1964). hольшг аяндантай, эв зохистой/
вежливый, деликатный, тактичный (КМРС, 1986); hолшиг (hолшиг)
вежливый, деликатный, тактичный; соблюдающий правила приличия
(СЯОС, 2001);
hово (hоба) красивый, великолепный (СЯОС, 2001); hойо (hойо)
красивый, чудесный; нарядный, элегантный (СЯОС, 2001); красивый
– сайхан; гуа; сайхан гуа; цэвэр; красивая девушка сайхан
хүүхэн; цэвэр охин; 2. ариун; 3. гоё; ганган, сайхан (ОМТ,
1982); особенно – 1. гоц; гойд; их; 2. ялангуя (ОМТ, 1982).
Не являясь филологом, оставляю этот материал на рассмотрение
лингвистам и просто лицам, хорошо владеющим старым монгольским
письменным языком. Как видим, версии происхождения этнонима,
большинство которых, как мне кажется, можно смело отбросить,
довольно сильно расходятся, что наталкивает на мысль о том,
что подлинный смысл этнонима в современных монгольских языках
возможно утрачен.
Из приведенных выше версий, на мой взгляд, заслуживают внимания
только две - происхождение от слова хойт(-д) (со значением
«север»), и происхождение от этнонима сойот. В свою очередь
этноним сойот можно попытаться толковать двумя способами.
Поиск по словарям дал значение «клык» - соя (РКС, 1964),
соёо (ОМТ, 1982), соя соёо (КМРС, 1986), сойаа (сойоо)
(СЯОС, 2001) и «побег, росток» сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001).
Это значение дает возможность предположить, что современный
топоним Саяны (от которого вероятно и происходит этноним сойот),
возможно имеет монгольское происхождение. В этом случае, по
всей вероятности, длительное соседство с иноязычными группами
привело к трансформации сойот в хойот-хойид. Второе толкование
может говорить о связи предков сойот с предками тюркоязычных
алтайцев и кыргызов. В одной из легенд о происхождении тюрок,
приводимых Гумилевым (1993), говорится об их происхождении
от рода Со и волчицы. По легенде все представители рода Со
погибли, только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился
в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем
Цигу, а третий и четвертый – на р. Чуси (Чуе) в южном Алтае.
Аристов (1896), сопоставив Со легенды с родом Со у кумандинцев
– североалтайской группы на р. Бие, первого внука увязал с
племенем лебединцев – ку-кижи, а второго – с кыргызами, жившими
между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем).
Третья, никем ранее не высказывавшаяся, ускользнувшая от
внимания исследователей, и на мой взгляд, наиболее приемлемая
и очевидная версия происхождения этнонима хойт - происхождение
от корня (х)ой-(х)ө со значением лес. В современных
монгольских языках начальный звук х редуцировался (в совр.
калм. ө, ө-модн; в совр. халх. - ой, ой мод означает лес,
чаща, заросли (КМРС, 1986; РКС, 1964; КРС, 1977)). В пользу
этой версии говорят упоминания в Сокровенном Сказании (1990)
о хойин урянха (лесных урянха) и о хойин иргэд (лесных народах).
В старописьменном варианте как существительное во множественном
числе, «лесные» вполне может давать форму хойид.
Таким образом, существует три наиболее приемлемые этимологические
версии этнонима хойт: от слова хойд, со значением «север»,
что может указывать на локализацию данной группы в определенный
период; от этнонима сойот (современные носители которого являются
по всей видимости самодийско-тюрко-монгольским конгломератом),
этимология которого в свою очередь также нуждается в детальном
исследовании; от монгольского слова хой, со значением «лес».
Поскольку факты контактов монголоязычного населения, которое
могло бы осуществить в своем языке переход сойот-хойот-хойид,
с сойот до XIX в. не установлены (хотя их вероятность велика),
а также поскольку значение «лесные» (хойид) или собирательно
«лесные народы» (хойин иргэд) не вызывает сомнений в плане
смысловой нагрузки в отличие скажем от значений «светлый»,
«желтый», «прямой» и пр., из этих двух версий более вероятной
представляется третья (от слова хой, со значением «лес»).
Значение же «север» или «северный» в отношении этнонима хойт
(хойид) может иметь более позднее происхождение (XVII-XVIII
вв.) и поэтому при выборе предполагаемого значения, на мой
взгляд, уступает значению «лесной», которое по всей видимости,
и является исходным для современного этнонима хойт.
Сокращения
КМРС - Калмыцко-монгольско-русский словарь.
КРС - Калмыцко-русский словарь.
ОМТ - Орос-монгол толь (Русско-монгольский словарь).
РКС - Русско-калмыцкий словарь.
СЯОС - Словарь языка ойратов Синьцзяна.
Литература
- Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - 2-е изд.,
перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.
- Алексеева П.Э., Борманжинов А.Э. Об этническом составе
донских калмыков. АПП «Джангар», Элиста, 1999.
- Алфавитные перечни национальностей и языков для кодирования
ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В
переписных листов Всероссийской переписи населения 2002
года. Утверждены Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002
г. № 171. Москва, 2002.
- Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен
и народностей и сведения об их численности // Живая старина.
X, 1896 (отдельный оттиск). Т. IV. C.5. цитировано по Гумилеву,
1993.
- Бутанаева И.И., Бутанаев В.Я. Актуальные проблемы истории
тюрков Саяно-Алтая // Материалы международной конференции.
Бишкек, ноябрь 2001. Вып. 1. История стран Центральной Азии
- совместное видение методологических проблем. Бишкек, 2002.
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, Товарищество «Клышников,
Комаров и Ко», 1993.
- Дамдинсÿрэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос-монгол толь.
55 орчим ÿг. Улсын хэвлийн газар. Улаанбаатар. 1982.
(Русско-монгольский словарь. Исправленное и дополненное
второе издание. Под ред. акад. Ш. Лувсанвандана. Госиздат.
Улан-Батор, 1982).
- Жуковская Н.Л. Хойты // Народы и религии мира: Энциклопедия
/ Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия,
1998a.
- Жуковская Н.Л. Хотогойты // Народы и религии мира: Энциклопедия
/ Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия,
1998b.
- Калмыцко-монгольско-русский словарь. Около 7000 слов.
– Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
- Калмыцко-русский словарь. 2600 слов. Под ред. Б.Д. Муниева.
М., «Русский язык», 1977.
- Нагуслаева Т. Бурятия - земля сойотов // ИнформПолис №
30 (460) 25 июля 2001.
- Нямсамбуу Х. "Монголын угсаатны зÿй. Удиртгал", Сурах
бичиг хÿÿхдийн номын хэвлэлийн газар, Улаанбаатар,
1992.
- Русско-калмыцкий словарь. Около 32000 слов. Под ред. И.К.
Илишкина. М., Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.
- Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника
1240 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990.
- Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям
песен «Джангара» и полевым записям автора). Около 10000
слов / РАН. КИГИ. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001.
Хойт С.К.
Об этнониме хойт (хойид) //
II межрегиональная научная конференция
«Молодежь в науке: проблемы, поиски и перспективы».
РАН, КИГИ. Элиста, 20-21 октября 2004 г.
Опубликовано на http://journal.iea.ras.ru
(информация о статье в Этнографическом обозрение, №6, 2005).
|