Мифы это таинственные архетипы, лежащие в
глубинах подсознания и проявляющиеся в образах человеческой
фантазии. Как же возникли древние мифы? Дело в том, что древний
человек считал продукты своего воображения более реальными,
чем обьективный мир. По сути дела, первобытный человек не
проводил границы между своим воображением и реальностью, он
часто выдавал желаемое за действительное. Может быть древнему
человеку было легче жить, уходя в мир своей фантазии, ведь
окружающий мир тогда был еще очень опасным для него и часто
очень враждебным. Древний человек еще не имел той защитной
среды, которая создавала бы комфортные условия для его жизни.
Это сейчас культура, цивилизация, подобно услужливому официанту
в ресторане, готова удовлетворить любые прихоти человека.
В архаические же времена, люди, за неимением культурной среды,
вынуждены были свои неудовлетворенные желания трансформировать
в мифические сказания. Древний человек смог выжить и постепенно
превратиться в современного именно благодаря тому, что умел
мечтать. Создавая в воображении желаемый мир, этот воздушный
замок, компенсировавший неудовлетворённые желания, человек
легче примирялся с жестокой реальностью. К тому же древние
мифы служили как бы образцом, следуя которому человек пошел
по пути прогресса, к современной цивилизации. Да мифы не только
спасали от невзгод, но и еще вдохновляли на культурные свершения.
Ведь современная цивилизация предоставляет собой в определенном
смысле материализацию мифов того самого, слабого первобытного
человека (вспомним хотя бы "ковер-самолет", разве
современные авиалайнеры - это не реализация желания древнего
человека взлететь к небесам).
Таким образом, в древних мифах человек представлял себя таким,
каким он должен быть: в фантазии древнего человека был вылеплен
прообраз современной цивилизации и всех тех свершений, которые
возможно еще предстоят человечеству.
Но мифы интересны современному человеку не только с вышеуказанной
точки зрения. С помощью мифов можно еще изучать и самого
человека. Перефразируя известную римскую пословицу, можно
сказать так, скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу кто
ты. Человек - довольно многоликое созидание, вся палитра
человеческих характеров, всё многоцветье психологических
типов племен и народов. Каждый народ выражал собственное
своеобразие, свои архетипы в форме мифов. Надо сказать,
что современная наука уже открыла все неведомые континенты,
все уголки земного шара, но она еще только приступает к
исследованию ландшафта человеческого воображения. Духовный
космос человечества еще ждет своих Колумбов, которые о откроют
неведомые континенты человеческой психологии, человеческой
души, которые составят карты уже не земной поверхности,
а мира человеческих грез. французский ученый-структуралист
Клод Леви-Стросс как-то заметил, что XXI век должен стать
веком гуманитарной революции, если человечество не осуществит
гигантского прорыва в гуманитарной области наук, то оно
обречено на катастрофу. Человечество должно, прежде всего
понять себя, прийти в согласие с самим собой. Возможности
современной техники стали так чудовищно велика, что такими
силами вправе владеть только Человек Духовный. Современная
гуманитарная наука на подходе к созданию всеобъемлющей классификации
человеческих грез, т. е. психологических типов. Современные
гуманитарии мечтают о создании каталога человеческих культур,
во всём их многонациональном разнообразии. Д. И. Менделеев
создал периодическую таблицу химических элементов, будущий
же гуманитарий, возможно, создаст периодическую таблицу
национальных культурно-исторических типов, где культура
(реализованный миф) каждого народа, обретет свое незаменимое
место и смысл в симфонии общечеловеческой культуры.
Приступая к публикации мифов древних ойрот-монголов мы
надеемся, что они станут могучим арсеналом художественных
средств для современного ойрат-монгольского искусства, подобно
тому, как античная мифология для народов Европы, ойрот-монгольская
мифология станет, как мы надеемся, языком нашего национального
искусства и культуры вообще, будет тем набором символов
и мотивов, без которых наверно невозможно адекватное выражение
чувств современного ойрат-монгола.
Санал МИНАЕВ
-
|