Оле Нидал удивляет своей непохожестью
на других лам. Во-первых, потому что он европеец. Во-вторых,
он носится на скоростном мотоцикле по автобану, водит автомобиль,
прыгает с парашютом (правда у него всего 56 прыжков, потому
что ему катастрофически не хватает времени). В-третьих, он
всегда со своей женой Ханной. Оле принес буддизм на Запад.
Оле преодолевает границы: и географические и культурные, и
психологические, - открывая материально ориентированные западные
умы древнему знанию Тибета. Оле всегда подтянут, бодр и весел.
Он отвечает на все вопросы. Он знает все новости современной
науки и говорит о том, что наши лучшие ученые, делая свои
удивительные открытия, на самом деле изобретают велосипед.
Потому что все ответы на самые сложные вопросы может дать
буддизм.
К интервью с Оле я готовилась очень тщательно,
подготовила сотню самых неразрешимых, на мой взгляд, вопросов.
Перед интервью начала волноваться. Нет, он не опоздал, его
просто останавливают все. Каждому хочется что-то сказать ламе.
Оле внимательно выслушивает каждого и отвечает всем, дает
советы.
Когда в комнату вошел высокий подтянутый мужчина
в футболке с надписью «111.111 простираний» и энергично пожал
мне руку, я сразу и не поняла, что это он сам и есть. Оле
Нидал пригласил своего переводчика и начал отвечать на вопросы.
- Оле, вы часто пользуетесь Интернетом?
- Да, довольно часто. Вы можете зайти в любое
время на www.diamondway.org и задать интересующие вас вопросы
- я отвечу.
- А какие вопросы чаще всего вам задают?
- Это организационные вопросы. Когда и где
я буду проводить семинары, практики, лекции. Довольно много
спрашивают о любви и семье. Часто спрашивают о людях, которые
умерли, просят сделать на них пхову, а также вопросы о работе.
То есть, интересуются обычными вещами, которые затрагивают
людей в повседневной жизни. А еще задают вопросы о том, как
все организовать в современном мире, как мы можем сделать
этот мир лучше, можем ли быть полезны для современного мира.
Вот эти вопросы наиболее важны для меня.
- Как считаете, Интернет может принести
какой-то вред человеку?
- Если люди забывают об обычной жизни, то это
вредно. Они долго сидят у компьютера - у них болит спина и
портится зрение. Ну а если использовать Интернет для того,
чтобы получать быстрый контакт, то это просто хорошо. Но как
бы то ни было, мы зависим от него. У нас сейчас 360 центров
в разных странах мирах, тысячи учеников и студентов. И Интернет
обеспечивает нас информацией обо всем . Это просто удобно.
- Что чувствует человек, когда погружается
в медитацию?
- В тибетском буддизме есть путь формы, когда
в уме представляешь какую-то будда-форму. Это может быть мирная
форма или защитная, мужская или женская, одна или в союзе.
В результате умственного контакта с ней возникает взаимообратная
связь. Люди с более конкретным мышлением видят картинку, а
люди с более абстрактным типом мышления знают об их присутствии.
Когда мы читаем мантру, мы создаем мост энергии, осознавание
между ними и нами. Затем мы растворяем их в свете, смешиваем
с собой. Все формы исчезают, и остается только Осознавание.
Затем вы выходите из этого состояния, вокруг вас появляется
чистая страна, все является новым и значительным. И мы ведем
себя как Будда, пока не станем Буддой.
Еще есть путь Чогчен и Дзогчен (Великая печать
и Великое совершенство). В Великой печати вы фокусируетесь
на богатстве и свободной игре, потенциале ума. А в Великом
совершенстве вы фокусируетесь на самоосвобождающем качестве
ума, на том, что все возвращается в Пространство.
Еще есть интеллектуальный путь, который называется
Мадямака - Великий срединный путь. Он не такой быстрый. И
если работать с желанием, как в Чогчене, или же работать со
злостью, как в Дзогчене, это будет наиболее эффективно, чем
работать над удалением завес неведения.
- Может ли буддист считать себя буддистом,
при этом не посещая храмов?
- Я думаю, что храмы надо посещать. Но мне
кажется, что храмы не должны быть похожи на музеи. Это должно
быть такое здание, чтобы это не было экзотикой. Человек может
просто прийти и почитать молитвы, попрактиковать.
- Обязательно ли чтение текстов молитв
на тибетском языке?
- Будда говорил не на тибетском языке, он говорил
на языке Махагата (это что-то среднее между санскритом и пале).
Если люди не понимают, что говорят, это экзотика. А это не
должно быть так. Вы должны знать о чем говорите. Мы с Ханной
перевели все тексты на разные языки, чтобы люди понимали смысл
текста. Единственное, что мы не не трогали, - это мантры.
Потому что мантры –это вибрации, данные нам самим Буддой,
они передавались из поколения в поколение рядом высоких учителей
мастеров.
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, ОМ БЕНДЗА САТВА ХУМ,
ОМ А ХУМ БЕНДЗА ГУРУ ПЕМА СИДДХИ ХУМ, КАРМАПА ЧЕННО
– это не нуждается в переводе.
- Вы отвечаете на вопросы о гомосексуалистах,
лесбиянках, беременности также спокойно, как если бы вас спросили
о том, как правильно простираться.
- Я не разделяю вопросы и проблемы, волнующие
людей, на приличные и неприличные. Если это затрагивает их
сердца, значит это важно. А если спрятать эти проблемы под
ковер и делать вид, что их нет, то, в конце концов, ковер
сгниет, а проблемы останутся.
- Как вы относитесь к тому, что Далай–ламе
XIV отказано в визе?
- Во-первых, я считаю, что китайцы не очень
хорошие спортсмены. А еще у нас говорят: большой враг - большая
честь, маленький враг - никакой чести. Я думаю о том, что
когда страна с полуторамиллиардным населением преследует всего
одного человека – это плохой стиль. Но не стоит о них говорить.
- Можно узнать поподробнее о мировом
буддийском центре?
- Мы хотим найти в Европе такое место, где
мы могли бы учиться друг у друга. Недавно мы были близки к
тому, чтобы найти такое место в Германии. Но что-то не получилось
с бумагами.
- Возможно ли, что из-за плохой кармы
человек остается одиноким, без собственной семьи, без любящего
человека? Есть ли способ изменить это или ничего поделать
нельзя?
- Вы можете создавать дружеские связи каждый
день. У вас могут быть хорошие мысли, вы можете вкладывать
счастье в свой ум каждое мгновение. Карма - это не судьба,
а причина и следствие. Изменив причину, вы меняете следствие.
Ничто не является неизбежным до того, как произошло. Осчастливьте
кого-нибудь сегодня, и у вас будет друг через десять лет.
Используйте свою жизнь.
- Что вы считаете главным для человека,
живущего в современном мире?
- Способность видеть все, как коллективный
сон, внутри которого много индивидуальных снов, и одновременно
знать, что есть большая разница между хорошими и плохими снами.
Из хорошего сна можно проснуться, а плохой только добавляет
неприятностей.
Знание того, что все непостоянно и изменчиво,
и одновременно знание того, что есть глубокий смысл в том,
чтобы творить добро и избегать зла.
- Если человек убил кого-нибудь, защищая
себя и близких или свою честь, что это за собой влечет?
- Убийство, конечно, оставляет сильные отпечатки
в уме. Чем больше вы можете отождествляться с людьми, которых
убиваете, тем эти отпечатки сильнее. Самые сильные отпечатки
остаются, когда вы убиваете хорошо знакомых вам людей, с которыми
у вас близкие отношения, второе по силе - это когда вы убиваете
себя, третье – когда убиваете незнакомого, четвертое – когда
убийство происходит в результате несчастного случая. Существуют
четыре условия, делающие убийство полным: вы должны знать,
что это человек; вы должны хотеть его убить; вы должны убить
его или организовать его убийство; вы должны остаться довольны.
Если эти четыре фактора соединяются, то след
от убийства в уме максимальный, а если какого-то фактора не
хватает, то сила меньше. Наверное, всем нам известным видом
убийства является аборт, и это примерно половина убийства.
Так как вы в общем не хотите убивать, но боитесь, что иначе
от вас сбежит друг или тронутся ваши родители, но все-таки
убиваете или организуете убийство. Обычно люди остаются не
очень довольны сделанным. Особенно, когда позже женщина хочет
завести ребенка, но уже не может. Поэтому лучше не делать
этого, а отдать родившегося ребенка кому-нибудь. Этот поступок
более легкий по сравнению с абортами.
- Влияет ли на детей карма родителей?
- Вы рождаетесь в определенное время, в определенном
месте у определенных родителей. Это, конечно, часть вашей
кармы. Родители могут дать вам здоровое или нездоровое тело,
и в этом смысле их карма влияет на вашу. Христиане говорят:
если родители что-то натворили. Но у вас есть своя собственная
карма. То есть не так как говорят христиане: если родители,
что-то натворили, то вина переходит на ребенка. Это не так:
у каждого своя карма.
- За вами идет очень много молодежи,
чтобы вы им пожелали?
- Я желаю, чтобы они обнаруживали то богатство,
которое есть у них внутри. Чтобы они могли видеть внешний
мир, как результат их прошлых действий, а свои реакции на
то, что происходит, как выражение достигнутого ими уровня
развития. Особенно я желаю, чтобы они понимали, что все хотят
счастья – так же, как и они сами.
Я хочу задать вопрос, но мне показывают на
часы. Время Оле Нидала расписано по минутам: он спешит на
прямой эфир, а после – на встречу с досточтимым Лобсанг Церингом,
который вместе с другими монахами будет строить Мандалу Ченрези.
Оле, Ханна и Лобсанг Церинг улыбаются друг-другу и переходят
на смесь английско-тибетского, так что переводчики сами не
понимают, о чем идет речь. Потом организаторы приезда Оле
снова показывают на часы: теперь ему нужно успеть на пресс-конференцию
с журналистами всех СМИ.
P.S. Вечером Оле Нидал провел лекцию, где
отвечал на все вопросы, провел медитацию, освятил всех желающих.
Лекция закончилась на два часа позже запланированного. Люди
не хотели расходиться, всех переполняла радость. Все вышли
бодрыми и веселыми, как сам Оле Нидал.
Интервью брала
Занда НАМИНОВА
Карма
Кагью
Карма Кагью - одна из крупнейших школ тибетского
буддизма. Как традиция прямой устной передачи поучений эта
школа уделяет особое внимание медитации и непосредственному
познанию природы ума учеником под руководством учителя.
Непрерывная линия преемственности Карма Кагью
восходит к Будде Шакьямуни - Будде нашего исторического периода.
В древней Индии держателями методов и поучений были Махасиддхи
Тилопа, Наропа и Майтрипа, а позже в Тибете - такие йоги-практики,
как Марпа и Миларепа. Затем Гампопа получил полную передачу
мудрости от Миларепы и передал ее первому Кармапе - Дюсум
Кхенпе. Это произошло в XIX веке. Далее семнадцать воплощений
Кармапы обеспечивали сохранение силы и активности Карма Кагью
до наших дней.
Кармапы
В Тибете Кармапа прославился как величайший
мастер медитации. Гьялва Кармапа - первый сознательно перерождающийся
лама Тибета. Он для блага всех живых существ из великого сочувствия
раз за разом воплощается в этом мире.
После нескольких знаменательных жизней в качестве
практикующего учения Индии, он семнадцать раз перерождался
в Тибете.
В 1959 году в результате китайской оккупации
16-ый Кармапа был вынужден покинуть Тибет. Так, он обеспечил
продолжение деятельности линии преемственности Карма Кагью
на свободе и вне влияния политики. С помощью своих учеников
16-ый Кармапа позаботился о том, чтобы знание о природе ума
пришло также и в современный западный мир. Нынешний 17-ый
Кармапа Тхаейе Дордже вместе с семьей был вывезен из оккупированного
Тибета. В даннный момент его основная резиденция находится
в Индии.
Наряду с Кармапой Тхайе Дордже передачу методов Карма Кагью
поддерживают такие учителя тибетской традиции, как Кюзинг
Шамар Ринпоче, Лопен Цечу Ринпоче, Кхенпо Чедрак Ринпоче.
Они регулярно посещают центры медитации в Европе
и Америке, в Австралии. Новой Зеландии и других странах мира,
в том числе и в России.
Лама Оле Нидал
Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми
западными учениками 16-го Гьялвы Кармапы, Рангджунга Ригпе
Дордже.
Они встретились с ним в конце 60-х во время
своего медового месяца, который проводили в Непале. Эта встреча
полностью изменила их жизнь. После нескольких лет учебы в
Гималаях Оле и Ханна начали по просьбе Кармапы основывать
центры медитации по всему миру.
|