Уважаемые читатели! Впредверии столь знаменательной
даты – 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа
в состав России предлагаем открыть дискуссию на тему прошлого,
настоящего и будущего Калмыкии в целом и калмыцкого этноса
в частности. Условия современного мира показывают, что без
открытого разговора, широкого обмена мнениями между учеными,
общественными и государственными деятелями, всеми заинтересованными
лицами будущее общества не может быть определенным и надежным.
Предлагаем начать разговор с вызовов, которые история или
судьба бросает нашему народу.
На три фронта
Судьба всегда предъявляла нашему народу повышенные требования.
Возможно потому, что территория, которую занимали ойраты в
XIV-XVIII веках, имела ярко выраженное геополитическое значение.
Джунгарию геополитики средних веков справедливо считали удобным
плацдармом для контроля всей Центральной Азии. Находясь в
тех пределах, ойраты практически постоянно вели боевые действия
одновременно на нескольких фронтах. На востоке - с Монголией,
на западе - с народами Средней Азии (казахами, киргизами и
др.), на юге - с могущественным Китаем, который уже тогда
мог запросто выставить полумиллионную армию. Если бы не воинское
искусство и героизм ойратов (по мнению Льва Гумилева именно
они сдержали китайскую экспансию в малозаселенную Сибирь),
современная геополитическая карта Евразии могла бы быть совершенно
иной. В аналогичных политических условиях оказались наши предки
в низовьях Волги, им также приходилось сражаться одновременно
в трех направлениях.
Наша элита, получавшая суровое воинское воспитание, умела
принимать вызовы судьбы, какими бы они ни были. Принимая их,
они разработали систему ценностей, идеологию и традиции, позволявшие
им не только выживать, но и навязывать свою политическую волю.
Сила ойратского оружия была таковой, что до сих пор память
о нем сохранилась в преданиях, песнях, мифах, эпосах народов
Азии, Кавказа. В XVII-XVIII веках Ойратский союз, в который
входили три государства: Джунгарское, Калмыцкое и Хошутское
ханства, контролировал территорию «от Дона до Енисея по широте
и от Урала до границ Индии по долготе». [А.Феоктистов, 1992г.]
Наши предки умели принимать вызовы со спокойствием и уверенностью
воинов, чтобы побеждать тогда, когда казалось победить невозможно.
Они умели обращать любую ситуацию в свою пользу, не боялись
смерти, веря, что получат хорошее перерождение и станут защитниками
веры.
«Тепличные» условия
Но были трагические страницы в нашей истории. Всего дважды
мы не приняли вызовы. В середине 50-х годов XVIII века сильное
и мощное Джунгарское ханство пало под натиском манджурско-китайско-монгольской
агрессии. Китайцы искусно подогревали распри в среде джунгарской
аристократии. В тот роковой момент истории ойраты, поглощенные
междоусобицей, изменили своим традициям встречать врагов монолитом
ойратского Духа. И жестоко поплатились за это. Более миллиона
ойратов было истреблено. Они не покорились, но были уничтожены
почти полностью.
Во второй раз судьба бросила вызов уже в наших степях после
ухода большей части калмыков в Джунгарию в 1771 году. Вызов
этот стал довольно протяженным во времени и продолжается по
наши дни, он не столь яркий, но довольно заметный.
С одной стороны, народ лишился самой основы государственности,
как в прямом, так и в переносном смысле. Калмыцкое ханство
было ликвидировано и с уходом высшей аристократии были утеряны
традиции воспитания элитарного государственного начала.
С другой стороны, калмыки впервые оказались в мирных условиях,
прекратились набеги, войны (для России конец XVIII - начало
XIX века ознаменовался укреплением южных рубежей). Народ не
был готов перейти в новую среду без духовных потерь. Исконное
ойратское воспитание основывалось на том, что каждый мужчина
должен быть воином. В новых условиях воины - защитники не
требовались. Если раньше они в основном занимались ратными
делами (физической, духовной подготовкой, несением службы),
то в XIX веке у них оставалась масса свободного времени, которая
расслабляла как физически, так и духовно. Ведь труд кочевника
– скотовода требует значительно меньших энергозатрат, чем
труд земледельца.
Кроме того, с уходом основной массы калмыков на 100 с лишним
лет практически прекратились связи с Тибетом и монгольским
миром. Таким образом, калмыцкий этнос как бы законсервировался
сам в себе, замкнулся.
Думаю, не стоит обвинять тогдашнюю элиту в неспособности
реагировать на внешние изменения и вот почему. После ухода
основной массы калмыков в Джунгарию, в калмыцкой степи оставалось
максимум 40-50 тысяч человек. Вполне возможно, что оставшейся
элитой была поставлена задача увеличения численности народа.
С этой задачей этнос вполне справился: уже в 1898 году калмыков
было уже 206 тысяч.
Таким образом, оставшаяся часть средней аристократии сумела
принять вызов истории лишь частично и не подготовила народ
к создавшемуся положению, к жизни в мирных условиях и на второстепенных
ролях. Ойраты впервые оказались в тепличных условиях, а элита
не сумела создать новые условия для поддержания здорового
духа народа. Вследствие этого, постепенно, не сразу, ойраты
стали забывать свои исконные традиции и систему ценностей,
начали увлекаться алкоголем, азартными играми. Каждое новое
поколение было слабее прежнего как в плане духовном, так и
в физическом. К началу XX века в Калмыцкой степи появились
первые случаи убийств, чего до этого во внутри калмыцкой среде
не происходило.
В XX веке сила вызова увеличилась. В начале века нарождающаяся
калмыцкая интеллигенция – новая элита начала осознавать всю
силу последствий вызова, но не успела создать защитный механизм,
т.к. была просто сметена гражданской войной и Советской властью.
В советское время жизнь калмыцкого народа основывалась на
приспособлении к внешним условиям. Открыто ставить вопрос
о духовном развитии калмыцкого этноса было просто невозможно.
История XX века – это история гуманитарной катастрофы калмыцкого
народа. Все крупные потрясения прошлого столетия, происшедшие
в России, прямо затрагивали территорию и население Калмыкии.
Гражданская война, голод двадцатых и тридцатых годов, репрессии,
Великая Отечественная война, ссылка в Сибирь - каждый из этих
социально-политических катаклизмов уносил тысячи и десятки
тысяч жизней. В течение каких-то тридцати лет численность
калмыков дважды уменьшалась на треть. Такие трагедии не могли
пройти бесследно. При этом общий политический, социальный,
духовный кризис нации был усугублен насильственным переводом
на оседлый образ жизни, который изменил традиционный уклад
хозяйствования, мировоззрение и материальную основу жизнедеятельности
народа.
Старая калмыцкая письменность «ясное письмо» оказалась помехой
в строительстве новой жизни и была объявлена устаревшей. В
результате прервалась многовековая философская и литературная
традиция, историческая и естественная передача духовных ценностей
новому поколению. Храмы и культовые сооружения были разграблены
и разрушены, буддийская религия оказалась под запретом. Уничтожив
цвет нации, её духовные и культурные основы, советская власть
качественно изменила сознание молодёжи, используя различные
информационные и психотехнологии. И уже руками новой элиты
строила новую жизнь. Настоящей и великой история народа начала
считаться с октября 1917 года. Весь дореволюционный период
калмыцкой истории был объявлен темным, беспросветным. Такое
«перевоспитание» применялось ко всем народам, в том числе
и к русскому, руководители страны пытались создать новую этническую
общность – советский народ. Повсеместно закрывались национальные
школы, а у детей воспитывалось мироощущение через призму императива:
«Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз». Поэтому,
как только власть ослабла, повсеместно вспыхнули межнациональные
войны и конфликты.
Таким образом, в результате политических, экономических,
социальных катаклизмов, происшедших в период с 1771 года по
конец XX века, наибольшей деформации подверглась духовная
основа народа, выразившаяся в постепенном забвении языка,
упадке традиционных ценностей (морали) и культуры, появлении
прослойки этнических маргиналов.
Что дальше?
XXI век бросает нашему народу новый и, возможно, последний
вызов и этот вызов довольно благоприятный. Сегодняшняя Россия
дает каждому возможность делать свой духовный выбор самостоятельно.
У калмыцкого народа хорошие стартовые возможности: собственное
государственное образование, президентом страны В.В. Путиным
подписан указ о праздновании 400-летия добровольного вхождения
калмыцкого народа в состав России. Российская Федерация создала
благоприятные условия для развития национальной культуры,
мы должны это ценить и приложить все силы для духовного возрождения.
Другого шанса может не быть.
В суровые и жестокие средние века требовались воины, рыцари,
герои. В то время процветали народы, наиболее подготовленные
в ратном искусстве. Именно поэтому политическая роль Ойратского
союза была чрезвычайно высокой в международных отношениях
Центральной Азии.
Сегодня в эпоху высоких технологий, интернета, глобализации
также необходимы герои, способные посвятить свою жизнь высокой
цели возрождения своего народа.
В начале капиталистической эры обычные священнослужители Мартин
Лютер, Жан Кальвин реформировали католичество и создали протестантизм,
системные ценности которого поощряли развитие торговли, конкуренции,
частной собственности. Они действовали как настоящие воины:
приняли вызов времени и соответствующим образом ответили на
него. В конечном итоге экономический подъем западных стран
был обусловлен именно этими качественными нововведениями,
изменениями в сознании людей.
Сегодня у Калмыкии имеются все ресурсы для качественного
прорыва в любой сфере жизни: духовном, культурном, экономическом
развитии, у нас есть человеческий потенциал, накоплен колоссальный
багаж знаний по истории, культуре, экономике, философии. Нужны
только лидеры, способные сформировать, выразить и направить
волю народа.
Басан Захаров
|