В преддверии калмыцкого праздника
Зул публикуем ответы на вопросы наших читателей, касающиеся
религиозных отправлений. Ответить на эти вопросы любезно согласился
лама РИНЧЕН ДАГВА.
- Близится праздник Зул, а значит, надо проводить
обряд "насан уттулх". Всем ли это нужно? Когда именно
следует обращаться к священнослужителям? Можно ли обряд провести
после Зула?
- Обряд "насан уттулх" - продление лет - официально
называется "посвящение долгой жизни". В нынешнем
году это нужно сделать прежде всего тем, кто родился в год
Лошади, и тем, для кого наступающий год является опасным.
По буддийскому канону Зул не считается началом Нового года,
и поэтому продлевать годы можно и в период до Цаган Сара.
Если же кто-то считает, что Зул - это Новый год, то обряд
желательно провести до наступления Зул, мужчинам в этом случае
разрешается провести обряд спустя неделю после наступления
Зул.
- Будет ли у нас когда-нибудь вестись богослужение
на калмыцком языке?
-Вопрос остается открытым, потому что он относится к категории
канонических. Их решают только на больших буддийских соборах.
Соборы проводятся крайне редко, последний, к примеру, состоялся
около ста лет назад. Для нас, калмыков, старописьменный тибетский
язык является каноническим на протяжении многих столетий,
так же, как и средневековая латынь для католиков. Сила канонической
традиции - это очень важная вещь. Язык, который считается
священным, надо уважать и изучать его, если есть желание знать
священные тексты.
В свое время великий просветитель Зая-Пандита, переведший
на старокалмыцкий язык около двухсот буддийских священных
текстов, очевидно, готовился к такому шагу - переводу богослужения
на калмыцкий язык. Он создал целую школу переводчиков. Это
было более трехсот лет назад. Сегодня, если поднимать этот
вопрос, для начала надо перевести на калмыцкий 108 томов Ганджура.
Задача невыполнимая.
Когда этот вопрос задали Его Святейшеству Далай-ламе 14-му,
он ответил: никто не запрещает, но кто это будет делать и
когда?
- У калмыков существует траурный срок в 49 дней
(аналогичный русским сороковинам). Но в хурулах родственникам
умершего называют иногда не календарные 49 дней, а меньший
срок, иногда укорачивают на две недели. Не является ли это
нарушением канонов?
- Максимальный срок пребывания души умершего в этом мире
- семь недель (49 дней). Если умер маленький ребенок, допустимо
сделать поминки в трехнедельный срок, потому что детская душа
считается безгрешной. В любом случае достаточно выдержать
срок в 42 дня.
Вопрос возникает потому, что существует старокалмыцкая традиция
не переносить траурный срок на третий лунный месяц. Как раз
из уважения к этой традиции священнослужители могут сократить
срок на две и даже больше недель. Например, 10 декабря наступает
Зул, по калмыцкой традиции Новый год. В любом случае поминки
будут в преддверии Зула, 9 декабря, не позже..
- Весь буддийский мир отмечает 25 число десятого
лунного месяца как день поминовения (ухода в нирвану) Богдо
Зункавы. И только калмыки и ладакцы, жители малого Тибета,
отмечают этот праздник как Новый год.
- Зул посвящен великому божеству - досточтимому Зункван гегян.
Зункава был великим ученым, маcтером медитации, познавшим
все ее высоты. По лунному календарю 25-е число десятого лунного
месяца - день его рождения, и именно в этот день он достиг
состояния нирваны. В этот день проводится большой молебен
во всех буддийских монастырях. Само название этого праздника
на тибетском звучит как "Гэдден намчд". Гэдден -
это монастырь, основанный досточтимым Зункавой в центральном
Тибете. В этот большой праздник и ламы, и миряне зажигают
лампадки. Особенно много лампадок у монастыря Гэдден, который
находится у подножия одноименной горы. Это очень впечатляющее
и красивое зрелище, когда высокая гора оказывается полностью
опоясанной огнями лампадок. Калмыцкое название "Зул"
связано с традицией того, что в этот день принято зажигать
лампадки.
- Калмыки исторически относятся к линии гелуг - желтошапочники.
Зункава - основатель этой линии - одно из самых почитаемых
божеств в буддийском пантеоне. Почему калмыки признали именно
этот день началом Нового года? Возможно, ваш народ в старину
придал этому дню особенный смысл в надежде, что все калмыки
в будущем достигнут состояния нирваны, подобно Зункаве. Тибетцы,
как и другие восточные народы, празднуют наступление Нового
года на Цаган Сар, но некоторая часть тибетцев - первого числа
шестого лунного месяца, что приходится на середину года. Почему
они делают так, мне не известно.
В праздник Зул, как всегда, в элистинском хуруле проводится
большая молитва, которую желательно прослушать всем. Не надо
думать, что это такая бесконечная многочасовая молитва. А
кроме того, 29 числа после обеда будет проводиться важный
обряд "подношение нагам" - духам воды и земли -
сжигание старых вещей. Если вы бросите в общий костер какую-либо
свою старую вещь, пусть символически, вы очиститесь от скверны
предыдущего года.
Гиляна ЗАХАРОВА
|